30.05.2008
Программу по управлению и обращению с отходами производства объектов обслуживания автотранспортных средств в городе Алматы на 2008-2010 годы принял маслихат южной столицы. О проблеме утилизации отработавших покрышек, машинных масел и аккумуляторов мы уже писали в номере «Мегаполиса» от 8 марта этого года («Бензин из покрышек»). Теперь появились все условия для того, чтобы эту проблему решить.
Напомним, что главными разработчиками программы стали городской акимат и департамент природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы (ДПРиРП), в первую очередь, его директор Султанбек Макежанов. Недавно назначенный акимом Ахметжан Есимов также поддержал инициативу экологов и ясно дал понять, что будет всемерно поддерживать реализацию всех их мероприятий.
Одна из главных ролей в реализации программы отводится общественному экологическому фонду «АлматыЭкоРесурс», учредителями которого стали предприятия, занимающиеся проблемами экологии города. Первым шагом станет, говоря официальным языком, «инвентаризация объектов автосервиса и анализ их деятельности на предмет соблюдения экологических, санитарно-эпидемиологических и градостроительных нормативов». Только по расчетным данным отходы от деятельности объектов автосервиса в Алматы составляют в год примерно 500 тонн металлолома, 1,2 млн использованных покрышек, 3,5 млн литров отработанного масла, 300 тысяч литров отходов охлаждающих жидкостей, 50 тонн отходов упаковочного материала и 200 тысяч аккумуляторов. Все это «добро» практически не утилизируется, а лишь методично и планомерно отравляет мегаполис.
Еще одна проблема, которую планируется решить в ходе реализации программы, – это автомойки. Ни для кого не секрет, что для своей работы они используют обычную питьевую воду, о дефиците которой в южной столице говорилось уже не раз. Одна средняя мойка из четырех боксов, по предварительным расчетам, потребляет 164,25 кубометров воды в год. В Москве эту проблему решили очень просто: отрезали автомойки от сетей городского водоснабжения. Хотите работать – покупайте техническую воду, устанавливайте очистные сооружения и используйте оборотное водоснабжение. В результате это позволит на 80-90 процентов снизить потребление автомойками питьевой воды на хозяйственные нужды. Кстати, один из пунктов плана мероприятий по реализации программы – это разработка горводоканалом предложений и пересмотр тарифных ставок на водопотребление и водоотведение на автомойках.
Но одним из главных результатов должны стать централизованные сбор и переработка различных автомобильных отходов. Об этом мы тоже писали в нашей предыдущей публикации. Главная проблема здесь – заинтересовать владельцев СТО временно хранить отходы у себя, законодательно запретить возвращать эти отходы автовладельцам и наладить централизованную систему их сбора для дальнейшей переработки.
Уже к концу этого года согласно плану мероприятий должна быть завершена разработка технико-экономического обоснования на производство по переработке отходов объектов автосервиса. Напомним, что в результате можно получить такую продукцию, как резиновая крошка, металлолом и синтетические нефтепродукты.
Самое главное в том, что на реализацию этой программы вообще не понадобятся бюджетные средства – все можно сделать за счет частных инвестиций и средств предприятий, готовых взяться за переработку отходов. Специалисты утверждают, что недостатка в желающих наладить подобное производство не будет – все инвестиции обязательно окупятся.